В рамках лекции Владимира Беклямишева мы рассуждали об исторической памяти современной российской молодежи. К каким выводам приходит эксперт?

1. Историческую память необходимо отличать от истории как науки. В первом случае речь идет о коллективных представлениях о прошлом, которые формируются в семье, в школе, посредством СМИ или политической агитации. Во втором случае – о дисциплине, направленной на извлечение нового знания о прошлом. Изучением истории занимаются исследователи, опирающиеся на исторические источники. Историческую память изучают социологи и политологи, анализирующие состояние общественного мнения.

2. Историческая память неразрывно связана с определенным сообществом и формирует идентичность его членов (от трудового коллектива до религиозной общины или нации). Она очень подвижна и изменчива, некоторые события сохраняются в ней лучше, чем другие. Ключевые исторические события сохраняют свою общественную значимость примерно – 80-100 лет (срок смены 3-4 поколений). За этим горизонтом они, как правило, утрачивают прежнее эмоциональное воздействие.
3. Историческая память формирует поколение, как совокупность людей, переживших одни и те же события и, соответственно, имеющих сходный опыт. Через призму этого опыта разные поколения по-разному интерпретируют события современности.
4. Основным источником сведений о прошлом для студенческой молодежи (неисторических специальностей) являются – по мере значимости – Интернет, занятия в школе и вузе и историческая литература. Несмотря на декларируемый молодежью интерес к истории, реальный запрос на историческое знание характерен для граждан старше 35 лет.
5. Большинство молодых респондентов являются презентистами, то есть предпочитают жить «здесь и сейчас». Ностальгия по прошлому сравнительно низка, интерес к будущему – еще ниже. Социологи фиксируют уменьшение ностальгии по «советскому». По этому показателю разница между гражданами старше 65 лет и младше 35 лет – двукратная.
6. Большинство опрошенных молодых политологов полагают, что знание прошлого может помочь в объяснении настоящего. Подавляющее большинство использует исторические аналогии, рассуждая о современных политических событиях.
Запись эфира доступна для просмотра:

Информационный партнер проекта: телеграм-канал НОП Молодежь и система
https://tlgg.ru/@youthpolicy

#ФорумДигория #МолодыеПолитологи #МолРОП #Росмолодежь #МолодежьРоссии #ПолитикаRUS